Обходя конкурентов. Новый успех вертолёта Sikorsky-Boeing SB-1 Defiant


Опытный SB-1 вскоре после выкатки

Компании Boeing и Sikorsky, участвующие в программах Пентагона Future Vertical Lift (FVL) и Future Long Range Assault Aircraft (FLRAA), сообщают о новых успехах их совместной разработки, вертолета SB-1 Defiant. В ходе недавнего испытательного полета машина вновь улучшила свой рекорд скорости и показала соответствие основному требованию перспективных программ. При этом испытания еще не окончены, и в будущем ожидаются новые успехи и достижения.

Быстрее предшественника
Очередной полет с достижением повышенной скорости состоялся 9 июня на аэродроме Уэст-Палм-Бич (шт. Флорида). В кабине опытного SB-1 находились летчик-испытатель фирмы Sikorsky Билл Фелл и пилот «Боинга» Эд Хендершейд. Главной задачей полета был разгон в полете по прямой с заданными режимами работы систем, предусматривающими некоторые ограничения.

При разгоне перед замером скорости силовая установка работала на половине мощности, что ограничивало тягу винтов. На таких режимах вертолет смог развить скорость 205 узлов – 379,7 км/ч. При разгоне и полете на такой скорости летчики оценили работу систем управления и силовой установки.


Отмечается, что полет 9 июня демонстрирует соответствие вертолета SB-1 одному из главных требований программы FVL. Задачей проекта является создание перспективного вертолета, по своим летным характеристикам превосходящего существующий серийный Sikorsky UH-60 Black Hawk. Максимально допустимая скорость «Черного ястреба» – 360 км/ч, или 194 узла. Таким образом, новый Defianf уже превзошел предшественника по скорости, причем максимально возможные показатели еще не достигнуты.

Последовательность достижений
Испытания опытного SB-1 идут с достаточно высокими темпами. Общая сложность проекта и возникающие проблемы в целом не мешают их проведению. Вертолет проверяется на разных режимах и постепенно показывает рост летно-технических характеристик. Достигнутые результаты выглядят весьма интересно, а в ближайшем будущем ожидается выход на максимальные показатели.

Опытный образец SB-1 Defiant начали строить в середине десятых годов, а его первый полет изначально планировался на 2017 г. В дальнейшем старт испытаний несколько раз переносили из-за необходимости переработки и совершенствования проекта. Готовую машину выкатили из цеха только в декабре 2018 г. и вскоре передали на наземные испытания.


Вертолет в «рекордном» полете 9 июня
В январе 2019 г. провели первые руления, пробежки и другие тесты на земле. 21 марта состоялся первый полет, в ходе которого проверили работу систем, маневренные и ограниченно скоростные характеристики. В следующие месяцы SB-1 выполнил несколько новых полетов, в т.ч. с постепенным ростом скорости. Летом машину отправили на ремонт в связи с поломкой втулки несущих винтов. Летные испытания возобновились 24 сентября и продолжаются до сих пор.

К настоящему времени опытный вертолет, используя половину доступной мощности, развил скорость 205 узлов. По информации компаний-разработчиков, использование полной мощности двигателей и винтов, должно обеспечить крейсерскую скорость 250 узлов (более 460 км/ч) и максимальную не менее 500 км/ч. Выход на такие показатели ожидается в течение нескольких следующих месяцев, однако точную дату назвать пока не могут.

Технологии рекорда
По сути, весь проект SB-1 Defiant построен вокруг идеи повышения максимальной и крейсерской скоростей проекта. Для решения такой задачи используются оригинальные идеи и конструкции, ранее отрабатывавшиеся при помощи опытных вертолетов Sikorsky X2 и S-97.


Решающий вклад в летные характеристики делает особая схема винтов. SB-1 оснащен двумя соосными несущими винтами противоположного вращения. Конструкция винтов оптимизирована для работы на больших горизонтальных скоростях. Для этого используются лопасти повышенной жесткости и особой формы с изогнутыми кромками, а также с загнутыми законцовками. Использована оригинальная усиленная втулка винтов, прикрытая обтекателем.

На взлетно-посадочных режимах и на малых скоростях полета несущие винты отвечают как за создание подъемной силы, так и за поступательное движение. Однако дальнейший рост тяги для увеличения скорости может быть связан с негативными явлениями на лопастях. Во избежание этого на высоких скоростях вертолет создает подъемную силу как винтами, так и хвостовым стабилизатором.

Разгон до высоких скоростей осуществляется при помощи отдельного толкающего винта в хвосте. Все три винта машины связаны общей трансмиссией с несколькими режимами работы, предусматривающими подключение или отключение разных агрегатов. На всех режимах используются два турбовальных двигателя высокой мощности.


В опытной комплектации SB-1 оснащается двигателями типа Honeywell T55 со взлетной мощностью 4000 л.с. В серийное производство должны пойти вертолеты с другой силовой установкой. В интересах программы FVL создается новый двигатель General Electric Т901 мощностью свыше 5000 л.с., ранее известный как Future Affordable Turbine Engine (FATE).

По расчетам, использование двигателей T55 или T901 обеспечивает крейсерскую скорость на уровне 250 узлов. Внедрение перспективных изделий позволит довести дальность полета до 424 км, как того требует задание на FVL / FLRAA. В опытной конфигурации вертолет Defiant имеет меньшую дальность. Однако в обоих случаях вертолет новой схемы превосходит армейские UH-60 по всем основным показателям.

Вертолет с высокими летно-техническими характеристиками сможет решать широкий круг задач. В зависимости от его предназначения и комплектации, экипаж может включать до четырех человек. В закрытой кабине предусмотрена установка 12-14 мест для пассажиров или иного оборудования, вооружения и т.д.

Жесткая конкуренция
Следует напомнить, что от вертолета Sikorsky-Boeing SB-1 Defiant требуются не только высокие летные характеристики. Эта машина должна обойти конкурента, получить контракт вооруженных сил и принести своим создателям прибыль. Ее соперником в рамках конкурса FVL / FLRAA является перспективный конвертоплан V-280 Valor разработки группы компаний во главе с Bell и Lockheed Martin.


Конкурент SB-1: Bell-Lockheed Martin V-280 Valor
На данный момент проект V-280 заметно опережает SB-1. Первый полет этого конвертоплана состоялся в декабре 2017 г., и всего через полгода была получена горизонтальная скорость 190 узлов (350 км/ч). В октябре 2018-го был поставлен новый «личный рекорд» – 250 узлов. Крейсерская скорость Valor задана на уровне 280 узлов (518 км/ч), и такой результат впервые получили в январе 2019 г. Испытания продолжаются, имеют место новые достижения. Максимальная скорость конвертоплана должна превышать 500 км/ч.

На данный момент два перспективных летательных аппарата программ FVL и FLRAA показывают близкие летно-технические параметры, однако имеются существенные отличия конструктивного и иного характера. SB-1 и V-280 имеют те или иные преимущества друг перед другом, и явный фаворит пока отсутствует.

Согласно текущим планам, летно-конструкторские испытания двух летательных аппаратов будут продолжаться до 2022 г. После этого заказчик выберет наиболее удачный проект для дальнейшей проработки, которая продлится до конца десятилетия. Серийное производство новой техники начнут только в 2030 г. Поставки машины-победителя FVL и FLRAA позволят начать замену устаревающих UH-60.

Таким образом, у компаний-участников проекта осталось не слишком много времени для демонстрации возможностей своих разработок. Поэтому можно ожидать, что в ближайшее время поступят новые интересные новости о тех или иных достижениях. Но только в 2022 г. станет ясно, был ли недавний полет SB-1 очередным шагом на пути к заказам и серии.
Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error

Enjoy this blog? Please spread the word :)

Twitter
Tweet
YouTube
Pinterest
LinkedIn
Share
Instagram
Telegram
VK
OK