Пиар на экспорт: почему никто не покупает Су-57

Серийный «убийца»

24 декабря 2019 года недалеко от аэродрома Дзёмги в Хабаровском крае потерпел крушение Су-57: к счастью, летчик катапультировался и остался жив. Это был первый серийный образец, что, само собой, лишь подлило масла в огонь, разожженный критиками программы.

Однако куда важнее другое. Несмотря на то, что самолет, можно сказать, готов, с большой долей уверенности можно утверждать, что по состоянию на март 2020 года на него нет ни одного зарубежного заказа. Проще говоря, ни один самолет не был куплен другой страной.

Напомним, индийцы в 2018 году вышли из проекта, известного как Fifth Generation Fighter Aircraft (FGFA), предполагавшего создание версии Су-57 для ВВС Индии. Интерес к самолету со стороны Китая оказался не более чем слухом. И не стоит забывать, что Поднебесная ранее ввела в строй свой собственный истребитель пятого поколения J-20, а в будущем там могут принять на вооружение J-31, хотя его чаще всего рассматривают как экспортную машину.


Единственным проблеском надежды стало пространное сообщение портала Menadefense, сделанное в декабре прошлого года. Согласно ему, Алжир якобы заключил контракт на покупку четырнадцати российских многофункциональных истребителей пятого поколения Су-57 и такого же количества фронтовых бомбардировщиков Су-34. Примечательно, что некоторые СМИ преподнесли это как свершившийся факт. Ни отсутствие официальных данных, ни внезапная покупка Алжиром узкоспециализированных Су-34 (вместо гораздо более логичных многофункциональных Су-35) их почему-то не насторожили. В любом случае, конкретных сведений про алжирский контракт с тех пор почти нет, как нет и интереса со стороны Турции, хотя во время предыдущего МАКСа президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган проявил интерес к новому самолету.

Двигатели и стелсы
Получается, что, кроме России, истребитель никому не нужен. В чем же проблема?

На Западе акцент традиционно делают на двух вещах. Во-первых, малозаметности. Именно она, по мнению западных экспертов, лежит во главе угла истребителя пятого поколения, а Су-57 якобы не соответствует заявленным требованиям. Во-вторых, двигатель. Вместо так называемого двигателя второго этапа, отвечающего требованиям пятого поколения и известного как «Тип 30», на самолете стоит АЛ-41Ф1 — фактически глубоко модернизированная версия советского АЛ-31Ф, установленного на Су-27.

С первым пунктом все сложно: мы не знаем и с большой долей вероятности никогда не узнаем реальных показателей малозаметности не только Су-57, но и американских F-35 или F-22 Raptor. Так что пока тезис про соответствие или несоответствие Су-57 технологии стелс лежит, скорее, в плоскости теории. Что же касается двигателя второго этапа, то он активно испытывается и с высокой долей вероятности будет доведен до ума в 2020-е. Напомним, совсем недавно появились новые качественные фотографии установленного на Су-57 «Изделия 30», подтверждающие активный ход работ.


Клубок противоречий
Суммируя вышесказанное, можно отметить, что технические трудности Су-57 не кажутся непреодолимыми: более того, концептуально самолет выглядит лучше вышеупомянутого китайского J-20. У российской машины, конечно, есть «детские болезни», но они характерны для абсолютно любого нового образца военной (и не только) техники.

Возможно, сама Россия не хочет продавать самолет. Частично данная точка зрения оправданна: во всяком случае, так может показаться, если мы посмотрим на недавние заявления чиновников.

«Мы в стратегии продвижения по линии ВТС имеем это в планах. Время придет — будем продвигать. Пока Су-35 хорошо идет, не видим смысла в подрыве собственного рынка. Будет необходимость — у нас всегда козырная карта есть»,
— заявил в июне 2019 года вице-премьер Юрий Борисов.

Впрочем, нужно уточнить: на самом деле Су-35 идет нехорошо. Кроме самой России, его купил только Китай, и то всего лишь 24 машины (и это на фоне ранее закупленных Индией сотен Су-30МКИ!) Да и несколькими месяцами ранее «Интерфакс» сообщил, что все документы, необходимые для поставок за рубеж истребителя Су-57, согласовали. «У Су-57 хороший экспортный потенциал», — сказал в конце марта 2019 года глава Минпромторга Денис Мантуров.

Красота по-российски
На самом деле ответ на вопрос об отсутствии интереса к Су-57 может лежать на поверхности. И речь не про давление Запада, хотя оно тоже имеет место быть. Дело в том, что Су-57 остается «темной лошадкой»: самолетом, про который мало кто знает и мало кто понимает, о чем идет речь. За исключением, конечно, армии отечественных авиалюбителей. «Это Су-57?.. А он уже летает?» — спросил Эрдоган у Владимира Путина во время упомянутого выше визита на экспозицию авиасалона МАКС. Хорошая иллюстрация ситуации.

Удивляться нечему. Складывается впечатление, что истребитель никто никогда не пытался по-настоящему «раскрутить»: не было ни эффектных анимационных роликов, ни ярких презентаций, ни громких успехов на выставках. Один из немногих положительных моментов — ролик об испытаниях самолета, представленный на официальном канале Минобороны 24 марта этого года.

У потенциальных конкурентов все иначе. Даже относительно небольшая Швеция может делать качественный пиар: достаточно вспомнить выкатку первого прототипа истребителя Gripen E, которую провели на головном авиастроительном предприятии шведской группы Saab AB в Линчёпинге 18 мая 2016 года. Шведы вообще делают все, чтобы поддерживать интерес к своему творению с самого начала разработки, хотя шансов на коммерческий успех у него изначально был невелик: новый Gripen появился в эпоху пятого поколения, при этом самолет не дотягивает по боевым возможностям даже до Dassault Rafale или Eurofighter Typhoon поколения 4+(+).


Есть еще один интересный пример: причем, как ни странно, из России. В прошлом году большой интерес публики вызвала рекламная фотосъемка истребителя МиГ-35, сделанная группой фотографов под руководством Дмитрия Чистопрудова. Фото выполнили с нескольких ракурсов, с использованием белой циклорамы, белой подложки и больших рассеивателей. На некоторых фотографиях специалистам удалось достичь впечатляющего эффекта, которому позавидовали бы даже на Западе.


Стоит сказать, что автор — не большой фанат МиГ-35. Однако уместно поставить вопрос: что мешало пойти таким путем в случае с Су-57? Или, скажем, попытаться сделать по-другому: так, как это реализовала компания Bell Helicopter, выпустив качественный анимационный ролик, на котором перспективный вертолет Bell 360 Invictus поражает новейшую технику, а именно — танк Т-14 и БМП Т-15 на базе «Арматы». Конечно, это породило «разбирательства» в Сети, однако, вероятно, именно в этом и состояла задумка авторов.


Так или иначе, но без грамотной рекламы наивно рассчитывать на успех в очень узком на фоне гражданской авиации сегменте боевых самолетов. Разве что продавать их «по скидке» своим политическим союзникам. Однако для этого такие союзники должны быть, а у них должны быть хоть какие-то финансовые средства и возможности для эксплуатации новой техники.
Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error

Enjoy this blog? Please spread the word :)

YouTube
Pinterest
LinkedIn
Share
Instagram
Telegram
VK
OK