Тонны против боевых качеств. ВМФ России на фоне крупнейших флотов


Авианосец USS Dwight D. Eisenhower (CVN-69) ВМС США. Фото US Navy
Программа строительства новых кораблей и модернизации существующих приносит свои плоды. К настоящему времени ВМФ России вновь является одним из самых крупных и мощных на планете. При этом он по ряду параметров существенно отличается от ВМС других развитых государств, что определяет различия в боевом потенциале и возможностях.

Количественные показатели
В прошлом году американская организация Center for International Maritime Security (CIMSEC) опубликовала любопытную статистику на тему крупнейших военно-морских сил мира. В «топ 3» попали флоты России, Китая и США. Оказалось, что все они заметно отличаются как по количеству вымпелов, так и по другим показателям.

Лидером в количественном отношении являются ВМС НОАК. В них числится 624 боевые единицы. На втором месте оказалась Россия с 360 кораблями, подлодками и катерами. От нее незначительно отстает ВМС США – 333 вымпела. Таким образом, речь идет о количественном паритете между Россией и США, однако обе страны в этом отношении едва ли не вдвое проигрывают КНР.



Общая численность и суммарное водоизмещение трех флотов мира по версии Center for International Maritime Security
Однако подсчет списочного состава не раскрывает массу вопросов. CIMSEC также сравнил общее водоизмещение боевых кораблей. На первом месте оказались США с 4,6 млн тонн. За ними следует Китай и его 1,82 млн т. Тройку лидеров замкнул ВМФ России – 1,2 млн т. Это демонстрирует серьезные отличия в структуре боевого состава и классов кораблей.

Нетрудно подсчитать, что средняя боевая единица флота США имеет водоизмещение 13,9 тыс. т, для России этот показатель составляет почти 3,8 тыс. т, а для КНР едва не доходит до 3 тыс. т. Эти цифры еще лучше раскрывают особенности военного кораблестроения и структуры флотов трех стран.

Различия флотов
Общие и усредненные показатели демонстрируют общие особенности развития флотов трех стран и разницу в корабельном составе. В целом речь идет о том, что Россия и Китай в текущих планах развития отдают предпочтение менее крупным кораблям, тогда как США эксплуатируют и строят куда более крупные боевые единицы.


Эсминец USS Paul Ignatius (DDG-117) типа Arleigh Burke Flight IIA. Фото US Navy
Наиболее заметный вклад в суммарное водоизмещение ВМС США делают 11 авианосцев – более 1 млн т. При этом именно они являются основой ударной мощи флота и вокруг них строятся корабельные группы. Для сравнения, единственный российский авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» имеет полное водоизмещение менее 60 тыс. т, и все это сказывается на общих показателях ВМФ.

Наиболее массовыми надводными кораблями ВМС США являются эсминцы типа Arleigh Burke – почти 70 единиц. В зависимости от модификации, они имеют водоизмещение от 8,3 до 9,8 тыс. т. Также в этом контексте необходимо упомянуть десантные корабли San Antonio – 11 единиц, водоизмещение 25,3 тыс. т. Значительный вклад в общее количество и водоизмещение вносит подводный флот, располагающий десятками кораблей с водоизмещением от 6 до 18 тыс. т.

ВМФ России не может похвастать близким количеством кораблей первого ранга. Имеется всего один тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» водоизмещением 25,8 тыс. т, три ракетных крейсера пр. 1164 (11,4 тыс. т) и т.д. Именно малое количество крупных надводных боевых кораблей обуславливает серьезные различия по суммарному водоизмещению. К сожалению, оно также сказывается на боевых возможностях флота.

В подводном флоте ситуация лучше. Службу несут 10 стратегических ракетоносцев с полным водоизмещением 10-25 тыс. т и десятки кораблей других классов с менее высокими характеристиками – вплоть до «небольших» дизель-электрических «Варшавянок» (3,95 тыс. т).


ПЛАРБ USS Tennessee (SSBN-734) типа Ohio. Фото US Navy
Основу боевого состава ВМФ России с точки зрения количества сейчас составляют малые ракетные корабли, корветы и фрегаты нескольких проектов. Почти 40 вымпелов современной постройки имеется в составе всех флотов. Несмотря на малое водоизмещение, такие корабли могут эффективно решать задачи ударного и оборонительного характера. Их дополняют 23 ракетных катера более старой постройки.

Необходимо учесть наличие достаточно крупного десантного флота. В общей сложности имеется почти 50 больших и малых десантных кораблей и катеров. Важной составляющей ВМФ являются артиллерийские корабли и катера, различные тральщики, противодиверсионные катера и т.д.

Ситуация в ВМС НОАК в общих чертах похожа на российскую. Однако в настоящее время Китай в состоянии обеспечить массовое строительство кораблей некоторых классов, вплоть до эсминцев. Более крупные корабли, такие как авианосцы тоже строятся, но требуют значительных усилий.


Головной эсминец пр. 055 «Наньячан». Фото Cjdby.net
С начала десятилетия построили и передали флоту 11 эсминцев типа «052D». Ведутся работы по строительству серийных кораблей «055», а головной не так давно начал службу. Имеется некоторый опыт строительства авианесущих кораблей большого водоизмещения. Тем не менее, пока КНР проигрывает США по некоторым показателям количественного и качественного характера.

Прогноз на будущее
Зная примерные планы военных ведомств ведущих стран, нетрудно спрогнозировать дальнейшее развитие текущей ситуации. Очевидно, что будут иметь место те или иные изменения численности или водоизмещения, но кардинальный перелом пока не предвидится. Впрочем, Китай вновь может удивить своими трудовыми успехами.

США в средней перспективе планирует нарастить боевой состав на несколько десятков кораблей. Делать это предлагается за счет надводных и подводных кораблей существующих классов. Появятся заказы на дополнительные единицы, а сроки эксплуатации существующих продлят.

Российские планы по кораблестроению значительно повлияют на общие показатели только в отдаленном будущем. Строительство авианосцев вновь отложено, но в этом году заложат два УДК (25-28 тыс. т). Возможен запуск строительства менее крупных кораблей других рангов и классов.


РПКСН «Александр Невский» пр. 955. Фото Минобороны РФ / mil.ru
Продолжается серийное строительство фрегатов, корветов и МРК нескольких типов. Так же ведутся работы по новым подлодкам основных классов. Ожидается пополнение флота за счет новых десантных кораблей и катеров, тральщиков и т.д. Строительство новых кораблей уже обгоняет процесс списания старых. Также имеются положительные тенденции в сфере модернизации кораблей. Благодаря этому общая численность боевого состава будет расти. Вместе с ней будет расти и общее водоизмещение.

Впрочем, даже при благоприятном стечении обстоятельств российский ВМФ по некоторым показателям по-прежнему будет отставать от иностранных лидеров. КНР слишком сильно оторвалась по количеству вымпелов, а США с большим запасом лидируют по суммарному водоизмещению.

Не только водоизмещение
Необходимо отметить, что боевые качества корабля давно не определяются лишь его водоизмещением, а потенциал флота зависит не только от количества вымпелов. Имеется масса других факторов, способных повлиять на боеспособность и компенсировать отставание в табличных числах.


«Адмирал Горшков» — фрегат пр. 22350. Фото Минобороны РФ / mil.ru
К примеру, ВМС США имеет 11 авианосцев – не самая многочисленная группировка. Однако она достаточна для работы по всему миру и выполнения широкого круга боевых задач. Даже один авианосец с корабельной группой является серьезной силой и угрозой, противостоять которой весьма сложно.

Также можно вспомнить российские малые ракетные корабли пр. 21631 «Буян-М» и пр. 22800 «Каракурт». При водоизмещении не более 850-950 т они несут по восемь ракет «Калибр» или «Оникс» и способны поражать цели на выдающихся дальностях. Кроме того, ожидается появление новых видов вооружения, совместимых с пусковыми установками МРК. Схожее вооружение получают новые подлодки нескольких типов, благодаря чему тоже становятся эффективным и грозным инструментом флота.

Цели, желания и возможности
Следует помнить, что планы по развитию флота определяются несколькими факторами. Это возможности государства, его военная стратегия и связанные с ней планы. Так, США намерены сохранять и поддерживать статус главной силы в Мировом океане, для чего им требуется большое количество высокоранговых кораблей. Развитая экономика и промышленность позволяют обеспечить решение таких задач. Схожим образом обстоит дело и в Китае, из-за некоторых ограничений он пока сосредоточился на малых и средних кораблях.


Применение ракет «Калибр» малыми ракетными кораблями пр. 21361 «Буян-М» Каспийской флотилии, 2015 г. Фото Минобороны РФ / mil.ru
Состояние ВМФ России на данный момент позволяет защищать морские границы страны и демонстрировать флаг в некоторых районах Мирового океана. Полноценное присутствие в удаленных регионах пока является проблемой и требует дальнейшего развития флота. Ввиду объективных ограничений промышленность пока не может массово строить крупные корабли, как США или Китай.

Актуальные планы, сформированные с учетом имеющихся возможностей и ограничений, предусматривают строительство подлодок всех основных классов, а также кораблей 2 и 3 ранга. Более крупные проекты уже разрабатываются, а их реализация начнется в обозримом будущем.

Таким образом, сейчас и в ближайшие годы ВМФ России не будет мировым лидером по численности боевого состава или суммарному водоизмещению кораблей. Однако он вполне способен наращивать свой потенциал в рамках доступных возможностей и расширять круг решаемых задач. ВМФ трезво оценивает обстановку и благоразумно делает ставку на качество и эффективность, которые лишь ограниченно зависят от тонн и единиц.
Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error

Enjoy this blog? Please spread the word :)

YouTube
Pinterest
LinkedIn
Share
Instagram
Telegram
VK
OK