Американский лётчик-испытатель рассказал об особенностях прототипа истребителя 5 поколения YF-23


Разработка истребителей пятого поколения в США начиналась с конкуренции между YF-23 и YF-22. При этом первый полёт YF-23 (экземпляр «Чёрная вдова II») совершил в августе 1990 года – 30 лет назад. Через пару месяцев в небо поднялся второй экземпляр создаваемого истребителя – «Серый призрак». Эти самолёты имели некоторые отличия, главным из которых были разные двигатели.

Несмотря на множество передовых по тем временам технологий, проект YF-23 проиграл конкуренту YF-22, и в итоге в ВВС США появился первый в мире истребитель пятого поколения, известный сегодня как F-22.

На неделе в сети появился ролик, где американский лётчик-испытатель Рой Мартин рассказывает о самолёте YF-23 «Black Widow II»с- прототипе истребителя пятого поколения. Один из важных акцентов он делает на инновационную систему управления полётом, которая использовалась на истребителе, так и не пошедшем в серию.

Отмечается, что одной из реализованных технологий была технология использования дросселя ускорения-замедления, который позволял пилоту эффективно контролировать скоростной режим. Лётчик-испытатель говорит о том, что интуитивно понятная система управления позволяла пилоту не уделять повышенного внимания кинетическому состоянию самолёта и сосредотачиваться на чём-то важном. При этом Рой Мартин отмечает, что изначально управление YF-23 было «довольно хлопотным», так как «любое отвлечение даже на мгновение могло привести к резкому изменению его скорости».

Лётчик-испытатель рассказывает о реализованной замене трубкам Пито для измерения напора (давления) струи воздуха. В качестве замены выступили крошечные отверстия, которые в качестве новой технологии были применены на секретном демонстраторе Tacit Blue (экспериментальный самолёт, поднявшийся впервые в воздух в 1982 году). В США Tacit Blue получил неофициальной название «Кит».

Управление флаперонами (элеронами-закрылками) на YF-23 осуществлялось с помощью сверхмощных исполнительных механизмов в связи с тем, что крылья самолёта имели крайне малую толщину. Новый тип привода был реализован и для управления хвостовой системой YF-23.
Из повествования:

Управление обеспечивалось двухступенчатым приводом. Проблема заключалась в том, что огромные хвосты должны были иметь возможность быстро двигаться на медленных скоростях во время воздушного боя, а также иметь возможность буквально толкать воздух сверхвысокого давления во время высокоскоростного полёта, существенно превышающего скорость звука. В результате был создан привод с двумя отдельными камерами, позволяющий выполнять обе задачи.
В итоге YF-23 получил высокие показатели по сверхманевренности без использования сложных и тяжёлых сопел управления вектором тяги.


Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error

Enjoy this blog? Please spread the word :)

Twitter
Tweet
YouTube
Pinterest
LinkedIn
Share
Instagram
Telegram
VK
OK