Предпосылки к появлению танков: между желаниями и возможностями


Модель боевой машины Леонардо да Винчи. Для наглядности крыша приподнята. Фото: Wikimedia Commons

Предысторию боевых бронированных машин типа «танк» принято начинать с древних эпох, вспоминая при этом различные военные средства (вплоть до боевых слонов). В разное время для усиления армии использовались разнообразные подвижные защищенные и вооруженные системы, но танк в его современном понимании появился только в начале XX в. Это стало возможным благодаря появлению ряда необходимых технологий и возникновению нужды в подобной технике.

Теория и технологии
Согласно словарному определению, танк – боевая машина на высокоподвижном шасси с развитым бронированием и пушечным и/или пулеметным вооружением. Танк предназначается для стрельбы преимущественно прямой наводкой и поражения живой силы, техники и укреплений противника.

Таким образом, для создания танка необходимо использование нескольких ключевых компонентов. Отсутствие некоторых из них тоже позволяет получить определенный результат, но это будет не танк в общепринятом смысле. Подобные результаты проектов можно неоднократно наблюдать в истории военной техники.


Бронекаретка Шумана, 1886 г. Рисунок: Wikimedia Commons
Для создания танка, уже на уровне концепции, требуются броня, вооружение, двигатель и ходовая часть, соответствующие определенным требованиям. Для повышения боевых и эксплуатационных характеристик возможно дополнение этих компонентов различными агрегатами и системами, что наблюдается в последние десятилетия.

В контексте современных познаний о ключевых компонентах стоит рассмотреть предысторию бронетехники, а также ранние проекты боевых машин, которые поспособствовали формированию привычного облика танка.

Исторические вопросы
Предысторию танков нередко возводят к боевым слонам древности и средневековым осадным башням. Действительно, подобные образцы могли защитить бойцов и повысить их подвижность на поле боя. Однако по характеристикам и возможностям, составу ключевых компонентов и тактической роли как слоны, так и башни были мало похожи на наши танки.

В этом контексте куда более интересен проект боевой машины Леонардо да Винчи, датируемый 1487 г. Великий художник и изобретатель предлагал строительство самоходной машины с мускульным приводом, защищенной деревянной «противопульной» броней и вооруженной несколькими легкими пушками. На машине предусматривалась даже командирская башенка. Фактически в проекте Леонардо присутствовали все основные компоненты настоящего танка, хотя и с поправкой на материалы и технологии XV в.


Предлагавшийся вид «танка» конструкции Левассера. Рисунок Aviarmor.net
Впрочем, технологический уровень того времени наложил серьезные ограничения. Боевая машина не могла рассчитывать на получение собственного двигателя и потому полагалась только на силы экипажа. Кроме того, колесная ходовая часть вместе с небольшим клиренсом резко ограничивали проходимость на местности. Исправление этих недочетов либо требовало кардинальной переработки проекта, либо было невозможным.

Через несколько веков, в 1874 г., любопытный вариант сухопутной боевой машины предложил французский инженер Эдуард Буйен. Его проект предусматривал создание некого подобия бронепоезда, имеющего «бесконечные рельсы» для перемещения по произвольным маршрутам. Конструкция машины разделялась на восемь секций по типу вагонов. «Гусеничный бронепоезд» предлагалось вооружить пушками и пулеметами.

Считается, что именно Э. Буйен впервые свел в одном проекте броню, оружие, двигатель и ходовую часть высокой проходимости. Однако дальше теоретической проработки этот проект не пошел ввиду отсутствия интереса со стороны потенциального заказчика. Кроме того, имелись и технические проблемы. Главная – недостаточная проработка конструкции, неспособная обеспечить высокие характеристики. Так, 120-тонная машина должна была использовать паровой двигатель мощностью всего 40 л.с.


Полноразмерный макет машины Motorgeschütz конструкции Г. Бурштыня в австрийском музее Heeresgeschichtlichen Museum. Фото: Wikimedia Commons
В контексте предыстории бронетехники нередко вспоминают т.н. бронекаретку Шумана или 5,3 см L/24 Fahrpanzer Gruson обр. 1890 г. Это была легкобронированная артиллерийская башня с колесным ходом, пригодная для перемещения при помощи конной тяги. При необходимости каретки развозились по позициям и могли вести огонь, защищая расчет от пуль и осколков.

Таким образом, «каретка Шумана» объединяла защиту, оружие и подвижность. Однако у нее отсутствовал четвертый компонент танка – способность к самостоятельному перемещению. Впрочем, и в этом виде бронекаретки показали общий потенциал мобильных защищенных огневых средств.

XX век начинается
В начале XX в. сложились все условия для появления новых классов военной техники, в т.ч. танков. Прогресс привел к появлению компактных, но достаточно мощных двигателей внутреннего сгорания, новых типов ходовой части, прочной брони и эффективного вооружения. Начались новые проекты и эксперименты. К примеру, быстро появилась идея установки вооружения на автомобиль с целью повышения мобильности. Затем к ней добавили броню, и получился броневик – полноценная боевая машина для переднего края.

Уже в 1903 г. французский офицер Левассер предложил построить на базе гусеничного трактора боевую машину с бронекорпусом и 75-мм пушкой. Проект Projet de canon autopropulseur не получил поддержки, хотя отличался простотой и сулил определенные преимущества.


Реконструкция облика танка В.Д. Менделеева. Рисунок: Wikimedia Commons
В 1911 г. австро-венгерский офицер Гунтер Бурштынь разработал бронемашину Motorgeschütz. Она получила гусеничную ходовую часть, дополненную двумя парами (спереди и сзади) рычагов-полозьев с роликами. С их помощью предлагалось повысить подвижность на пересеченной местности. На чертежах к патентной заявке Г. Бурштынь также изобразил поворотную башню с вооружением.

Изобретатель пытался продвигать свою разработку, но Австро-Венгрия и Германия не проявили никакого интереса. О проекте вспомнили только в тридцатых годах. К тому времени были созданы более совершенные конструкции, и изобретение Г. Бурштыня использовали в «рекламных» целях. Его объявили первым в мире танком современного облика.

До начала Первой мировой свои проекты самоходных бронемашин предлагали разные конструкторы из многих стран, в т.ч. и из России. Широко известен проект «бронехода» разработки Василия Дмитриевича Менделеева. Он предлагал гусеничную машину с противоснарядным бронированием (до 150 мм) и 120-мм морской пушкой.


Первый британский танк Little Willie на испытаниях, 1915 г. Фото: Imperial War Museum
Разработка «бронехода» продолжалась до 1916 г., после чего документы отправились в военное ведомство. Однако командование не заинтересовалось этим проектом. Вскоре Великобритания применила на фронте свои первые танки, но и это не повлияло на судьбу проекта В. Менделеева.

Как видим, в начале XX в. сформировалась любопытная ситуация, сохранявшаяся даже в ранний период Первой мировой войны. Достижения прогресса уже позволяли создать танк, пусть даже примитивный и с ограниченной эффективностью. Однако в тот период командующие армий не видели смысла в подобной технике, и проекты не находили поддержки. Таким образом, для появления танка требовались не только определенные технологии, но и желание его будущих эксплуатантов.

Война как повод
Начало Первой мировой стало стимулом для появления новых проектов боевых машин и т.д. К концу 1914 г. война перестала быть маневренной и перешла в позиционную стадию. Противоборствующие стороны подготовили протяженные и развитые системы траншей, перед которыми развернули разнообразные инженерные заграждения, прикрытые пулеметами и артиллерией. Ситуация дополнительно осложнялась тем, что поле боя быстро превращалось в «лунный пейзаж».


Танк Mark I на фронте, сентябрь 1916 г. Фото: Imperial War Museum
Работа на такой территории отличалась особой сложностью; попытки преодолеть заграждения при наступлении заканчивались чрезмерными потерями, вне зависимости от тактического успеха. Требовались новые образцы техники, способные действовать в подобных условиях. При этом бронеавтомобили себя не оправдали ввиду недостаточной проходимости.

На рубеже 1914-1915 гг. несколько инженеров-энтузиастов из британской армии смогли убедить свое руководство в необходимости проведения исследовательских и проектных работ. Уже в начале 1915 г. стартовали первые опыты, в которых изучались как существующие, так и вновь разработанные образцы разного рода. Наконец, в сентябре на испытания вывели опытные машины – первые танки Великобритании. Так, опытный Little Willie сочетал в себе мощные для своего времени бензиновый двигатель, гусеничную ходовую часть, противопульную броню и (по проекту) пушечно-пулеметное вооружение. Кроме того, ранние британские танки создавались по заказу армии, что было едва ли не решающим фактором.

Через несколько месяцев появился заказ на серийное производство новой техники, и в сентябре 1916 г. бронемашины Mark I впервые пошли в бой. Они значительно отличались от первых экспериментальных образцов, но основывались на тех же идеях и технологиях. Первые серийные танки справились с задачами прорыва заграждений и поддержки пехоты. Кроме того, они заложили фундамент для дальнейшего развития танкостроения и смежных областей.

Возможности и желания
Таким образом, для появления танков требовалось правильное сочетание нескольких факторов, которое удалось получить только в начале прошлого века. Ведущее значение имели вопросы технического характера. Без наличия необходимых материалов и агрегатов нельзя было получить все желаемые результаты. После появления нужных технологий возник вопрос целесообразности и пожеланий военных. Далеко не сразу армии поняли всю ценность новой концепции.


Т-14 «Армата» — на данный момент самый передовой танк мира. Фото: Минобороны РФ
Все основные факторы сошлись только после начала Первой мировой войны. И результатом этого стало появление сначала опытных, а затем серийных танков. В минимальные сроки сразу несколько стран занялись перспективным направлением, что положительно сказалось на возможностях их армий. Этим они подали пример другим государствам, которые тоже заинтересовались тематикой боевых бронированных машин.

Несколько следующих десятилетий отметились бурным развитием танкостроения, массовым строительством бронетанковых войск и формированием принципиально новых тактик. В последующих войнах танки неоднократно показывали и подтверждали свой высокий потенциал, благодаря чему до сих пор остаются основой ударной мощи любых развитых сухопутных войск. Все это стало возможным именно благодаря сочетанию технических возможностей и пожеланий армий в отдаленном прошлом.
Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error

Enjoy this blog? Please spread the word :)

Twitter
Tweet
YouTube
Pinterest
LinkedIn
Share
Instagram
Telegram
VK
OK